Разрушитель ВАЗ 2109: быстрый отечественный хэтчбек с надежным движком, который сейчас можно купить за 50 000 рублей

ВАЗовская «девятка» — это икона своего времени. Автомобиль был крайне популярен в конце80-х и в начале 90-х годов, и он числился самым желанным приобретением из всего то, что мог предложить отечественный автопром (после «Волги», конечно). Впрочем, любовь к ВАЗ 2109 продолжается и сейчас. Ее покупают на вторичном рынке и старые, и молодые люди. Многие считают данный автомобиль динамичным – как сейчас, за 50 тысяч рублей, так и тогда, когда машина сходила с конвейера и находилась на пике своей популярности. В советское время «девятка», и вовсе, была мажорской тачкой. Поэтому сложился за ней достаточно многогранный имидж, но модель всегда была желанной. Отлично управляемая, приятная по дизайну и маневренная, «девятка». Однако немногие знают, что есть «зубилу» альтернатива, да такая, что всем заменам замена, но относятся к ней люди неоднозначно.

Я сейчас говорю, также, о пятидверном хэтчбеке, но более вместительным. Логичней было бы назвать его фастбеком. Автомобиль, изначально, был ориентирован на ценителей комфорта и практичности, при этом выступал прямым конкурентов ВАЗ 2109.

Сейчас же, только знающие люди понимают, что это за аппарат, но порой от приобретения отказываются. На это есть причины.

Но вообще, по своей сути автомобиль уникальный и достоин, как минимум, поверхностного внимания. Итак, знакомьтесь, это – Москвич/АЗЛК 214145 (Святогор). Кто-то скажет – да это же самое настоящее корыто для села!

Но друзья, есть у меня для таких веский аргумент – это далеко не корыто, во всяком случае, в полном понимании слова. Для своего времени и денег это самый настоящий «заряженный»  хэтчбек, как это сейчас модно говорить.

Москвич Святогор был представлен публике и появился в продаже в 1998 году. При этом, от обычного 2141 данная модификация отличалась измененной головной оптикой, дополненной вариацией передней панели в салоне, при этом спидометр был размечен не до 180 километров, как на обычных версиях, а до 200 километров в час.

Впрочем, все это – мелочи. Главное нововведение для Святогора – это мощный (по тому времени) бензиновый двигатель, который был позаимствован у Рено. При рабочем объеме в 2.0 литра данный силовой агрегат генерирует мощность в 113 лошадиных сил. Он сочетается с пятиступенчатой механической коробкой передач.

При массе в чуть более тонны связка движок-коробка позволяет по паспорту ускоряться за 11 секунд. При этом максимальная скорость составляет 175 километров в час. Но это – лишь сухие цифры. Что было на деле, узнаете чуть ниже.

А пока что, хотелось бы мне дополнить некоторые технические моменты. В частности, задняя подвеска у Москвича – зависимая, пружинная. Колесная база составляет почти 2.6 метра, а объем багажного отделения равен 470 литрам.

Теперь, давайте более подробно разберемся с этой машиной и объективно рассудим о ее достоинствах, недостатках.

Разбираемся на практике

Кузовщина

Москвич/АЗЛК 214145, действительно, несколько отличается от просто 41-го Москвича по дизайну, причем в лучшую сторону. Создатели постарались облагородить внешний вид машины и сделали передние фары менее крупными, но более вытянутыми и изящными, что вкупе с измененной облицовкой радиатора придало передней части кузова чуть более агрессивный вид. Но в целом, дизайн кузова так и остался угловатым, что только и годилось для того, чтобы по этой части конкурировать с ВАЗовской «девяткой», но уже никак не с «десяткой», которая к тому моменту уже также появилась на российских дорогах. А про иномарки я вообще молчу – при их создании в то время многие производители руководствовались концепцией биодизайна, который окончательно отправил угловатость в прошлое и заложил основу для дальнейшего развития в это направлении.

Но, знаете, дизайн – это далеко не главное в старой машине. Понятное дело, что в наши дни уже все 20-30 летние автомобили смотрятся устарелыми. Вот, устойчивость кузова к коррозии – это уже серьезный разговор и по этой части Святогор вчистую проигрывает даже «девятке». У обеих машин кузова не оцинкованы, но Москвич умудрился гнить намного раньше и быстрее, поэтому сейчас найти такую машину с целым кузовом – редчайшая удача. Впрочем, попадаются ухоженные экземпляры, но это уже больше заслуга хозяев, которые переваривают днище и обрабатывают его мастикой, при этом умудряясь маскировать коррозию внешних панелей.

Не радует и заводское лакокрасочное покрытие. На многих экземплярах модели оно быстро и глобально вспучивается, облезает, быстро мутнеет и выгорает на солнце. А на подержанных машинах, и вовсе, почти все кузова перекрашенные. Поэтому, на данный факт даже внимания не обращайте.

Состояние салона

В салоне стандартного Москвича Святогор смотреть особо не на что. Здесь все угловатое и по своему оформлению напоминает ту же «девятку». Впрочем, для модели предлагалась так называемая евро-панель, которая предполагала наличие иного щитка приборов с более современной компоновкой, торпедо с плавными контурами, центральную консоль с аналоговыми часиками и с более удобным управлением климатической установкой.

От себя отмечу, что именно евро-панель я и рекомендую ставить на 2141, а не только лишь на 214145. Почему? Помнится, еще в «Авторевю» в пух и прах разнесли базовую переднюю панель за то, что козырек приборной комбинации слишком длинный, острый и сильно выступает за пределы торпедо. При лобовом столкновении он работал, как лезвие, нанося водителю травмы, не совместимые с жизнью. Поэтому советую выкинуть базовую панель и установить евро-панель, если вам важна ваша же безопасность.

В богатых версиях обивка кресел была велюровой – она и сейчас способна сохранять неплохой вид, а также обеспечивает некоторую фиксацию телу в поворотах при отсутствии боковой поддержки. Сами же кресла имеют типичные недостатки для конструкции 80-х годов – выступающая спинная зона, короткая подушка и ограниченные диапазоны регулировок, поэтому вряд ли их можно назвать комфортными.

Если говорить о диване второго ряда, то при желании, на нем по ширине смогут разместиться три человека. Но вот, места для коленей очень и очень мало – при росте в 175 сантиметров и более их придется раздвигаться.

Что может ломаться в салоне 20-летнего Москвича Святогор? Буквально, все! Даже ВАЗ 2109 в этом плане оказался более предсказуемым и качественно выполненным. У АЗЛК же, постоянные проблемы с приводами стеклоподъемников, дверными замками, заслонками печки и с герметичностью ее радиатора. Ломаются рычажки, вырывается рычаг коробки и так далее. Электрика сыпится и гниет, а на приборной панели отказывают стрелки основных указателей. В общем, весело всегда и без дела владелец 214145 не сидит.

Технические моменты

Силовой агрегат Москвича АЗЛК является его самой настоящей гордостью. Как я уже говорил, это 2.0 литра мощностью в 113 сил. Он обладает отличной тягой в любом диапазоне оборотов и способен весьма, весьма шустро ускоряться 1.1-тонный российский фастбек. Скажу вам откровенно и прямо – скромничают паспортные данные. Наши люди при помощи высокоточного прибора Рейслоджик выяснили, что до 100 километров в час Святогор ускоряется с места всего за 10-10.3 секунды! Это потрясающий показатель, который не оставляет шансов на победу многим творениям ВАЗа тех лет (не считая десятки с опелевским движком 2.0 литра). Причем, максимальная скорость Москвича приближается к 200 километрам в час.

Весьма и весьма впечатляет, поэтому, ВАЗоводы, дважды подумайте, прежде, чем начинать доказывать этому старичку свое динамическое превосходство – может и разочаровать вас, ох как может.

Да и вообще, двухлитровый силовой агрегат F3R – это лучшее, что в этой машине есть. Двигатель чрезвычайно крепкий и выносливый. Рено применяло его на многих своих моделях и существует немало доказательств того, что до капитального ремонта мотор способен служить свыше 500 000 километров. В целом, агрегат сам по себе беспроблемный. Его типичные недостатки выражены в виде ненадежных дроссельной заслонке и в регуляторе холостого хода, в слабой высоковольтной проводке, капризной ЭБУ. Бензонасос может также капризничать и отказывать – из-за плохого бензина. В целом, сейчас уже неизвестно, как часто скручивали пробег и какие дополнительные проблемы могут проявиться. Просто хочу сделать акцент на том, что поршневая группа и привод ГРМ у данного мотора достаточно надежные.

Механическая коробка, в принципе, тоже может претендовать на долговечность, но с поправками. Во-первых, сцепление не всегда выдерживает нагрузки и при резких стартах, порой, сгорает, изнашивается. В целом, менять его надо раз в 50-70 тысяч километров. Иногда подводят синхронизаторы. Также, я бы посоветовал смотреть, в каком состоянии находятся подшипники и шестерни.

В движении проявляется еще одна приятная особенно Святогора – это его высочайший уровень устойчивости на прямой. Даже при «уставшей» ходовке с не выставленным сход-развалом автомобиль сохраняет верность курсу и не боится высоких скоростей. Его не бросает из стороны в стороны, как это порой бывает с «зубилом», нет сильного рыскания. При этом руль вполне себе информативный и позволяет хорошо чувствовать 214145 на дороге. Идем далее и затронем тему ездового комфорта. Он также, весьма неплохой. Мелкие и средние неровности автомобиль отрабатывает достаточно мягко, сохраняя высокую плавность хода, и лишь на крупных выбоинах гремит и вибрирует задним неразрезным мостом.

Вообще, задняя подвеска обслуживания практически не требует. Вози в багажнике 50-килограммовые мешки с картошкой, сажай сзади в придачу, еще и трех человек, и хоть, каждый день так катайся – кроме пружин менять ничего и не надо особо. С передней подвеской, конечно, так не прокатит, что вполне ожидаемо, ведь она – независимая, МакФерсон. До 100 тысяч километров менять здесь придется многое и шаровые опоры, ступичные подшипники – это первое, что подпадет под замену. В частности, служат они примерно 30-50 тысяч километров. Рычаги с сайлентблоками держатся до 80-90 тысяч, а амортизаторы служат так, как вы ездите – от 40 до 100 тысяч километров. Иными словами, чем аккуратней стиль вождения, тем дольше и срок службы амортизационных стоек.

И что же, в итоге?

Москвич Святогор – это, прямо, открытие для меня за 50 тысяч рублей-то. Достаточно мощный, динамичный российский автомобиль, который, несмотря на свою внешнюю невзрачность, способен оставить позади большую часть бюджетных современных иномарок. Прямо, гордость за машину берет. Мне нравится выносливый и крепкий двигатель, надежная задняя подвеска и высокий ездовой комфорт. Но вот гниющий кузов, качество исполнения – это, конечно, нечто. В общем, если не пугает морока с электрикой и коррозия, то можете попытаться присмотреться к этой машине.

Реально, вариант интересный и достойный, как для отечественного автопрома. Жаль только, что к созданию АЗЛК подошел безответственно. Но это уже другая история.

Реклама

Достойная тачка: нашел представительский седан за 600 тысяч рублей, который удивляет надежностью и роскошью

Тема больших и солидных седанов в нашей стране всегда была актуальной, причем началось все аж с советских времен. После Великой отечественной войны...

На заметку автомобилисту: список полезных советов, который я считаю годным

Автолюбитель – это человек, который связан со своей машиной какой-то невидимой связью. Как ни крути, а в процессе эксплуатации начинаешь невольно привыкать...

То, чего душа русская желает: решил показать авто, которые просто созданы для России

Российские условия эксплуатации заметно отличаются от европейских и даже китайских. Так уж получилось, что наша страна лежит между двумя этими регионами и,...

Служат без капремонт по 400-500 тысяч километров, а то и более. Собрал машины с очень надежными и выносливыми двигателями

Как известно, силовой агрегат – это самая важная автомобиля. Именно, отталкиваясь от него многие покупатели совершают конечный выбор и оно не лишено...

Король бездорожья: присмотрел подержанный Toyota Land Cruiser 100 за 1,2 миллиона и выяснил, действительно ли он лучше Патриота

Внедорожник в России – это особая каста автомобилей, которая во все времена была почитаемой. Помню, что еще в советские времена многие с...

Показываю подержанные авто, после покупки которых вкладываться финансово в них сильно не придется

Многие россияне побаиваются вторичного рынка автомобилей. Да, было время, когда большинство из нас могли себе позволить новенькую машину с приемлемым оснащением, пусть...

Посланные на неудачу: показываю автоновинки в РФ, спрос на которые будет крайне низким

Российский автомобильный рынок, прямо скажем, переживает сейчас далеко не лучшие временя. Постоянно появляются новости о том, что общий объем продаж постоянно снижается,...

О том, что новая Lada Granta 2022 – это, скорее, плохо, чем хорошо. Привожу несколько веских доводов

Не так давно в интернете появились довольно любопытные новости. В частности, их суть заключается в том, что уже в обозримом будущем россияне...

Новые статьи

Достойная тачка: нашел представительский седан за 600 тысяч рублей, который удивляет надежностью и роскошью

Тема больших и солидных седанов в нашей стране всегда была актуальной, причем началось все аж с советских времен. После Великой отечественной войны...

На заметку автомобилисту: список полезных советов, который я считаю годным

Автолюбитель – это человек, который связан со своей машиной какой-то невидимой связью. Как ни крути, а в процессе эксплуатации начинаешь невольно привыкать...

То, чего душа русская желает: решил показать авто, которые просто созданы для России

Российские условия эксплуатации заметно отличаются от европейских и даже китайских. Так уж получилось, что наша страна лежит между двумя этими регионами и,...

Служат без капремонт по 400-500 тысяч километров, а то и более. Собрал машины с очень надежными и выносливыми двигателями

Как известно, силовой агрегат – это самая важная автомобиля. Именно, отталкиваясь от него многие покупатели совершают конечный выбор и оно не лишено...

Король бездорожья: присмотрел подержанный Toyota Land Cruiser 100 за 1,2 миллиона и выяснил, действительно ли он лучше Патриота

Внедорожник в России – это особая каста автомобилей, которая во все времена была почитаемой. Помню, что еще в советские времена многие с...
Реклама