Наверное, сейчас не так уж и много автолюбителей, которые видели бы разницу между подключаемым и постоянным полным приводом. Между тем, она есть и стоит сказать, что именно с постоянным полным приводом вседорожник можно считать вседорожником. Именно такой автомобиль более-менее стабильно ведет себя на заснеженной дороге, а также проявляет неплохую проходимость, демонстрирует отличное поведение на голом льду. Да и вообще, это самая настоящая классика и одна из основ инженерной школы. К большому сожалению, автомобилей с постоянным полным приводом становится все меньше и это печально. Впрочем, те, кто ценят подобные машины могут сегодня найти что-нибудь интересное для себя в моей сегодняшней статье. В ней речь идет, как раз, о вседорожниках с постоянным полным приводом. Ну что, заинтриговал я вас? Тогда смотрим, что я выбрал.
Lada 4×4
Было бы нечестно, если бы я не включил данный автомобиль в свою публикацию. И действительно, ВАЗ 2121 – это классика вседорожника в чистом виде. Да, это не полноценный внедорожник, так как рама в основе кузова отсутствует. С другой стороны, присутствует задний неразрезной мост, а также клиренс величиной в 240 миллиметров. Естественно, что присутствует и постоянный полный привод, причем имеются еще и блокировка межосевого дифференциала, понижающая передача.

Прибавим сюда отличную геометрическую проходимость и получим отличный покоритель не только плохих дорог, но и бездорожья, причем иногда – достаточно сложного. Кстати, о плохих дорогах – на ней можно рассчитывать на крайне высокую плавность хода, которую дарит длинноходная и энергоемкая подвеска.
В целом, Лада 2121 – это автомобиль достаточно сбалансированный по своим ездовым качествам. Мотора 1.7 литра, в принципе, хватает для машины массой около 1,2 тонны. Управляемость – вменяемая, за что нужно благодарить короткую колесную базу, но при этом разработчикам удалось сделать так, чтобы при ее размерах салон получился на четыре-пять посадочных мест.



В общем, классическая Лада Нива в трехдверном исполнении – это первое, что нужно вспоминать при упоминании постоянного полного привода и тяжелого бездорожья. Да, есть у нее проблемы с коррозией и надежностью, если пробеги достаточно большие. Однако в целом, машина может дарить вполне приятные эмоции.
Кстати, купить ее можно новой до 700 000 рублей, что не может не радовать. Проведенный не так давно рестайлинг примечателен новой передней панелью, а также блоком климатической установки и штампованной потолочной обивкой. Все это сделало Ниву еще более удобно при эксплуатации.
Lada Niva
Еще год назад она называлась Шевроле Нива, ну а к концу 2020 года стала – Лада Нива. В настоящее время, в продажу готовится поступить обновленный вариант модели – Лада Нива с приставкой Трэвел. В общем, изменения касаются лишь экстерьера и наиболее заметные из них – это задние стоп-сигнальные фонари на светодиодных элементах, а также задний спойлер, обновленная оптика головного освещения, решетка радиатора с более крупными ячейками, бамперы, капот и крылья, зеркала бокового вида.



Но во всем остальном, это по-прежнему, старая-добрая Нива – с мотором 1.7 литра, механической трансмиссией, постоянным полным приводом, понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала. По сути, такая Лада Нивы технически почти полностью повторяет ВАЗ 2121. Однако в данном случае мы имеем дело с автомобилем, у которого более современный дизайн экстерьера, лучшая эргономика внутреннего убранства и дополненный список опций, в который входит даже электрический подогрев лобового стекла.
Однако такая Лада по проходимости все же уступает классической Ниве. В частности, клиренс тут всего 200 миллиметров, кузовные свесы подлиннее. Хуже и динамика ускорения, ибо автомобиль весит под полторы тонны, что существенно.
Но вот, плавность хода у Нивы второго поколения, вне всяких сомнений, лучше – подвеска мягкая и легко отрабатывает неровности любого калибра. Кроме того, чуть лучше и звукоизоляция. Да и в целом, функционал салона – выше, за что нужно благодарить наличие дополнительных подстаканников, подлокотников, а также ниш для мелочевки и увеличенного перчаточного ящика. Поэтому имеет смысл присмотреться к такому авто.



Опять же, гниет такая Нива меньше. В общем, свои плюсы перед классическим ВАЗ 2121 у Нивы второго поколения есть, хотя проблемы с надежностью идентичные. Но все равно, раз уж включил в список, то пусть будет. Между тем, перейдем к следующим моделям из статьи.
Suzuki Grand Vitara
А теперь, поговорим об полном аналоге Шевроле/Лада Нива. Да-да, друзья, вы не ослышались, ибо Сузуки Гранд Витара действительно таковой является. В принципе, и сами японцы признаются, что за основу при создании Гранд Витара была взята именно Нива, так что, нам, россиянам, даже есть, чем гордиться.



Но естественно, что в техническом плане. А именно, Сузуки имеет постоянный полный привод, понижающую передачу в раздаточной коробке, блокировку межосевого дифференциала. Помимо этого, я могу положительно отметить и наличие интегрированной рамы в кузов, которая сделала его жестким на кручение, что положительно сказывается не только при диагональном вывешивании, но еще и на уровне пассивной безопасности.
С другой стороны, задняя подвеска – полностью независимая, поэтому нужно быть аккуратным на бездорожье, ибо велика вероятность повреждения рычагов при проезде ям на высокой скорости и так далее. Опять же, полностью независимая подвеска обеспечивает отличную управляемость вне пределов асфальта, однако ездовой комфорт ниже, чем у Нивы.
Впрочем, есть же и другие плюсы. А именно, я могу отметить богатое оснащение машины и с Нивой уже сравнение не веду – скорее, с одноклассниками от других иностранных брендов. В частности, в комплектации может входить люк, кондиционер либо климат-контроль, система курсовой стабилизации, мультифункциональный руль, штатная аудиосистема, бортовой компьютер, круиз-контроль, датчики парковки, штатный ксенон, обогрев передних кресел, полностью электрические стеклоподъемники, центральный замок с дистанционным управлением, боковые зеркала с сервоприводами и обогревом, и так далее.



Выбор моторов широкий – можно выбрать базовый 1.6 литра на 106 сил, а можно и более мощные агрегаты 2.0, 2.4 либо 3.2 литра мощностью от 140 до 220 лошадиных сил соответственно. В качестве коробок доступны как «механика», так и «автомат».
В принципе, это достаточно добротный вседорожник. Он имеет богатое оснащение, а также понятную управляемость, пристойную динамику оснащения и так далее. Но опять же, на серьезном бездорожье этой машинке делать нечего, потому что параметры геометрической проходимости не слишком идеальные – в первую очередь, клиренс маловат. Кроме того, задняя подвеска – не зависимая, а независимая, поэтому она не сможет выдержать жестких нагрузок на бездорожье и есть высокая вероятность повреждения такой подвески.
Но как ни крути, этот кроссовер достоин похвалы. Он близок к классическим вседорожникам и уж точно, более проходимый, чем аналоги с автоматически подключаемым полным приводом.
Subaru Forester III
Как же тут забудешь о «леснике»? Автомобиль с 90-х годов, а именно, с первого своего поколения имеет постоянный полный привод, при этом первая генерация считается универсалом повышенной проходимости и лишь к третьей генерации Форестер, окончательно, стал среднеразмерным кроссовером.



При этом будет не совсем корректно сравнивать данный Субару с теми машинами, которые я уже обозначил выше. Дело в том, что Форестер имеет постоянный полный привод, но ни в одной из своей комплектаций у него не имеется блокировки межосевого дифференциала, что уже накладывает некоторые ограничения на покорение серьезного бездорожья. Более того, демультипликатор или понижающий ряд в раздаточной коробке доступен нам лишь в базовом исполнении – с мотором 2.0 литра, который состыковывается с механической коробкой передач, тогда как все остальные исполнения Форестера демультипликатора лишены.
Впрочем, отчаиваться не стоит, ибо автомобиль есть, за что похвалить. В частности, у него отличная геометрическая проходимость. Это проявляется в 220-миллиметровом клиренсе и в коротких свесах кузова. Кроме того, подвеска имеет длинные ходы и высокую энергоемкость, а это значит, что на плохой либо проселочной дороге можно рассчитывать на то, что она будет отрабатывать неровности достаточно мягко и без сильных толчков.



Более того, полностью независимая подвеска обеспечивает точную и даже азартную управляемость кроссоверу на асфальтовой дороге. Не зря, Форестер любят активные водители, ибо у него впечатляющая отзывчивость рулевого управления, а также похвальные обратная связь и информативность. Кроме того, в поворотах крены умеренные, а поворачиваемость близка к нейтральной. Таким образом, мы имеет автомобиль, который и бездорожье средней сложности покорять способен, и на хорошей асфальтовой дороге способен приятно своим поведением удивить.
О базовом двигателе я уже упоминал – это 2.0 литра на 150 лошадиных сил. Но есть еще и 2.5 литра – мощностью на 172 либо 230 лошадиных сил.
В принципе, до 800 тысяч рублей можно найти версии 2.0 или 2.5 литра, но вот турбированная модификация 2.5 литра будет за этим деньги уже уезженной. Все-таки, такие машины случайные люди не покупают – они точно знают, чего хотят и используют возможности турбо-Форестера по максимуму.
Если же говорить о версиях с атмосферными «оппозитниками», то я бы хотел отметить проблемы с системой охлаждения, а также капризный привод газораспределительного механизма, привередливую топливную систему. Кроме того, не стоит забывать и о сложностях обслуживания подобного ДВС.
Но по части всего остального Форестер неплох – и антикоррозионная устойчивость присутствует, и подвеска без подробной переборки способна служить по 150-180 тысяч километров, и электроника получилась надежной. Поэтому, если вам нужен автомобиль с постоянным полным приводом, который отличается азартным поведением на дороге, при этом комфортен и способен покорять не самое суровое бездорожье, то к Субару имеет смысл присмотреться.
Subaru Outback
А вот, и еще одна Субару, которая достойна внимания на вторичном рынке. Конечно же, это не кроссовер, но вседорожником, в определенном смысле, его тоже можно считать. Все потому, что это универсал повышенной проходимости, который имеет клиренс в 200 миллиметров, постоянный полный привод.



При этом, если бы вы хотели более мощный вариант, который имеет понижающую передачу, то нужно смотреть именно на Аутбек, ибо у него базовым является мотор 2.5 литра, мощность которого составляет 173 лошадиные силы. Есть исполнение с механической трансмиссией, и вот, как раз-таки, оно предполагает наличие демультипликатора.
А, так как, мы, по сути, имеем дело с лифтованным легковым универсалом, то не сомневайтесь, что на асфальтовой дороге такой Аутбек ведет себя еще более азартно, нежели Форестер. При всем при этом, нет никаких претензий к работе подвески – она, традиционно, длинноходная и очень энергоемкая, поэтому на плохих дорогах плавность хода будет довольно высокой.
В общем, что можно сказать? По части надежности Аутбек с мотором 2.5 литра чем-то похож на Форестер – те же проблемы с охлаждением у мотора и залегающие в нем кольца при больших пробегах. При этом устойчивость кузов к коррозии у Аутбека получилась более слабая, нежели у «лесника».



Но в целом, универсал повышенной проходимости неплох. Я так скажу – если вам нужен автомобиль с достаточной динамикой ускорения, имеющие способности к покорению не самого сложного бездорожья, а также комфортабельный и вместительный, то к Субару Аутбек стоит присмотреться, определенно.
Но до 800 000 рублей вы сможете рассчитывать лишь на версию с мотором 2.5 литра. Впрочем, какой вариант выбрать – с МКПП или АКПП, вы будете определять сами. От себя скажу, что «автомат» получился даже чуть более надежным, чем механическая коробка, ибо у последней сцепление слабоватое и синхронизаторы.