В настоящее время классический «автомат» стал крайне популярным. Россияне считают ее наиболее актуальной трансмиссией и именно она может стать решающим фактором при выборе транспортного средства. Наиболее распространенный мотив к покупке автомобиля с АКПП – это удобство и комфорт передвижения, особенно, при каждодневной эксплуатации. В принципе, так оно и есть. Однако «автомату» приписываются какие-то мифические достоинства, которые оправдывают ее перед другими типами КПП. Я решил собрать в список ключевые слабые стороны автоматических коробок и думаю, что вы со мной будете согласны.
Высокий расход топлива
Классический «автомат» — это лидер с точки зрения топливного расхода. Именно в комплектации с ним автомобиль считается наиболее прожорливыми, если сравнивать с преселективом, вариатором или даже, с «роботом» с одним сцеплением. Я уже молчу про старую-добрую механическую коробку, с помощью которой можно добиваться удивительных цифр, если конечно, водитель грамотный.

Почему так происходит? Это достаточно интересный вопрос, который не находит ответа по сей день. Безусловно, современные «автоматы» уже научились быть менее «прожорливые» — за счет увеличения количества передач, увеличения скорости смены ступеней и применения принципа адаптации к водительскому стилю. Однако, все равно, она способствует повышенному потреблению горючего. В среднем, расход повышается, в сравнении с МКПП (если такое сравнение допустимо для некоторых автомобилей), на 2-2,5 литра – это не слишком мало, впрочем, бывает и намного больше.
Поэтому, как говорится, за комфорт передвижения приходится чем-то отплачивать и повышенное потребление топлива автомобилем – это основная плата.
Невысокая скорость переключений
Как нынче принято считать, самой скорострельной коробкой передач, на сегодняшний день, считается роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями – преселектив. При интенсивном ускорении она обеспечивает, практически, неразрывный поток тяги на колеса, что положительно влияет на эффективность набора скорости.
Немногим более уступает преселективу лишь вариатор – это сплошная планетарная передача, поэтому нет ничего удивительного в том, что вариатор позволяет рационально использовать тягово-мощностной потенциал двигателя.
Что касается автоматической трансмиссии, то она идет на третьем месте. Да, спорить не буду, есть достаточно современные «автоматы», которые достаточно быстро меняют ступени, но такие мне довелось и удается увидеть лишь на автомобилях премиум-сегмента, причем, зачастую, на немецких. В подавляющем же своем количестве, классические «автоматы» относительно медлительные и по скорости смены ступеней превосходят только «робот» с одним сцеплением.
Существует мнение, что большинство АКПП не дают раскрываться на полную потенциалу силового агрегата – это негативно сказывается на динамике ускорения автомобиля. Впрочем, если для бюджетной малолитражки сей факт еще простителен, то вот, для какого-нибудь бизнес-седана заставляет задуматься о целесообразности его приобретения – как ни крути, но за большие деньги человек хочет иметь не только лишь банальное средство передвижения, а способную машину, которая может доставлять удовольствие от эксплуатации. Благо, что в последние 8-10 лет «автоматы» стали более-менее расторопные, но вот, еще в 2000-х годах многие жаловались на то, что АКПП делают машину «туповатой». С ними нельзя не согласиться.
Требовательность к эксплуатации
Классический автомат, оказывается, достаточно требователен в эксплуатации. Конечно, я не могу сказать, что вариатор либо преселектив менее капризные, но ведь именно «автомат» принято считать идеалом среди автоматизированных трансмиссий, поэтому почему бы и не сделать упоминание про эту слабую сторону?
Но с чего начать в данном случае? Мне бы хотелось начать с того, что автоматическая коробка переключения передач может достаточно быстро перегреваться, особенно, это касается старых версий коробки. Спровоцировать перегрев может не только езда на высоких оборотах двигателя, но также и продолжительная пробуксовка колес, а также буксировка другой машины. Некоторые автолюбители в курсе данной проблем и устанавливают дополнительный теплообменник.



Увы, он не решает проблему целиком, а лишь делают ее отсрочку, причем достаточно условную. Как бы там ни было, но если мучить коробку постоянными активными стартами и буксовать по долгу, то АКПП все равно прикажет долго жить и это не есть хорошо.
Кроме того, автоматическая трансмиссия крайне не любит езды «на холодную». Иными словами, перед тем, как начать движение, нужно ее предварительно прогреть, если конечно, перед этим автомобиль был оставлен на продолжительную стоянку.
Делается это нехитрым способом. Сперва, когда машина стоит на месте, нужно поводить рычаг по селектору в разные режимы – это требуется для полноценного вступления в работу масляного насоса и разработки сервоприводов. Далее, когда вы уже с места тронулись, то нужно стараться не превышать обороты двигателя свыше 2000 единиц – в таком режиме нужно проехать не менее 5-ти километров и лишь потом, осторожно повышать обороты.
Если данным рекомендациям не следовать, то уже в обозримом будущем велик риск столкнуться с различными неисправностями и быстрой порчей гидроплиты. Как вы понимаете, это повлечет за собой расходы.
Кроме того, с возрастом автоматическая коробка начинает чаще требовать замены трансмиссионной жидкости. Это связано напрямую с износом фрикционов и накладки блокировки гидротрансформатора. Поэтому придется смириться либо же, менять указанные компоненты.