Какая коробка передач лучше: автоматическая либо роботизированная?

Оба вида этих трансмиссий относятся к автоматизированному сегменту – у них имеется электронный селектор управления с режимами, а также две педали, что обеспечивает удобство эксплуатации. В то же время, автоматическая коробка – одна из самых возрастных и была придумана очень давно, тогда как роботизированные коробки вошли в моду лишь в начале 20-го века. При этом именно последние сейчас получают все большее распространение, а вот классический гидротрансформатор – встречается все реже. Но означает ли это то, что «робот» обычного «автомата»? Ответ на данный вопрос вы найдете в нашей статье.

Немного справки

Итак, как мы уже упоминали выше, автоматическая трансмиссия была разработана очень давно и она лишь чуть моложе МКПП. Первый прародитель АКПП встречается на Ford T, который предлагался в продаже в начале 20-го века. А наиболее массово автоматические коробки начали применяться с 1930-х годах – когда на смену конным колесницам и фаэтонам начали приходить изящные и относительно быстрые самобеглые моторизованные аппараты под названием автомобили. Причем на тот момент машины уже имели довольно мощные двигатели и поэтому «автоматы» на них были вполне уместными.

Селектор автоматической коробки передач.

В целом, АКПП очень полюбили в США, где ни одна машина без них не обходилась, да и сейчас такой вид трансмиссии до сих пор популярен как на люксовых седанах, так и на бюджетных компактах с «древними» атмосферными моторами и примитивными технологиями.

Селектор роботизированной трансмиссии с одним сцеплением.

Впрочем, в начале второго тысячелетия конкуренцию ему начал составлять не только вариатор, но также и роботизированная коробка передач. Она бывает двух видов – с одним либо двумя сцеплениями.

Селектор роботизированной коробки с двумя сцеплениями.

Первый тип применяется преимущественно на очень массовых моделях и, по сути, представляет из себя обычную «механику», но с автоматизированным приводом смены ступеней. Что касается «робота» с двумя сцеплениями, то он уже более совершенен, причем не только своего аналога, но даже и автоматической трансмиссии. Здесь основу составляют комплект из двух сцеплений, которые работают поочередно – одно сцепление служит для нечетных передач, другое же ответственно за четные. Таким образом удается достичь не только относительной плавности работы, но и потрясающей быстроты переключений, что очень важно для машин с намеком на спортивность.

О достоинствах и недостатках автоматической трансмиссии

Автоматическая коробка-гидротрансформатор в настоящее время является одной из основных альтернатив МКПП на бюджетных машинах с атмосферными моторами. При этом данный вид – это основная КПП для очень мощных авто, в том числе, и с турбо-агрегатами. Весьма интересный контраст, но тому есть основания. Об этом мы сделаем упоминание в плюсах коробки.

Достоинства:

· Очень крепкое «железо». Все механические элементы АКПП, как правило, обладают неплохим запасом прочности, что позволяет им переваривать даже очень большой крутящий момент двигателя и демонстрировать при этом неплохой срок службы. Это первая причина, почему «автоматы» используются на очень мощных машинах любого сегмента.

· Высокая плавность работы. Гидротрансформатор способен обеспечивать очень плавные переключения – это положительно сказывается на комфорте и удобстве передвижения, особенно в городе.

· Логичный алгоритм работы. АКПП отличаются не только мягкими переключениями, но и предсказуемостью, последовательностью смены ступеней. Особенно ярко это проявляется на современных адаптивных коробках.

· Высокая ремонтопригодность. Конструкция автоматической коробки не слишком сложная, поэтому, в случае поломки ее можно починить в подавляющем большинстве автосервисов.

Вас впечатлили сильные стороны АКПП? Но ведь у него также есть и негативные моменты.

Слабые стороны:

· Низкая скорость переключений. Это характерно для подавляющего большинства автоматических коробок, впрочем, сейчас автопроизводители с этим активно борются и стараются повысить производительность гидротрансформатора.

· Высокая склонность к перегреву. Штатный теплообменник большинства АКПП не рассчитан на высокие нагрузки, поэтому температура трансмиссионной жидкости начинает подниматься уже после 10-15 минут активной езды.

· Невечная проводка и электроника. Датчики, которыми напичкана АКПП, имеют свой срок годности и в какой-то момент приказывают долго жить, вызывая сбои в работе узла и обездвиживая машину.

Как видите, недостатков не так уж и много, но все они довольно ощутимые.

Лада Гранта — один из немногих отечественных авто, который может комплектоваться классической АКПП.

Плюсы и минусы роботизированной коробки

Несмотря на то, что «роботы» с одним и двумя сцеплениями конструктивно имеют некоторые различия, их плюсы и минусы схожи, впрочем, не обошлось и без нюансов. О последних мы будем упоминать в каждом из пунктов.

Плюсы:

· Быстрота переключения (АМТ с двумя сцеплениями). Порой такие коробки превосходят по скорости смены ступеней даже человека-профессионала, который работает с механической трансмиссией.

· Дешевизна (АМТ с одним сцеплением). Порой производители устанавливают данную коробку для того, чтобы создать недорогую, но удобную альтернативу МКПП для городских условий эксплуатации авто.

· Способность экономить топливо. Все дело в том, что электронный блок управления в автоматическом режиме работы сам решает, в какой момент ступень должна перейти на верх либо вниз – при определенных условиях такой принцип работы позволяет сэкономить топливо.

Достоинства пересчитали, что с недостатками?

Минусы:

· Грубая работа. Многие АМТ меняют передачи с рывками и толчками, что характерно даже для экземпляров с двумя сцеплениями.

· Невысокая надежность. Увы, но в этом плане роботизированная трансмисссия значительно уступает автоматической. Если последняя может преспокойно отслужить весь гарантийный срок авто, то у «робота» проблемы могут начаться уже в процессе такового. В зоне риска – сцепления или сцепление, актуатор, вилка смены ступеней, электронный блок управления, который начинает часто давать сбои из-за сбоев в алгоритме работы.

· Невысокая скорость переключения (АМТ с одним сцеплением). Такие роботизированные коробки очень медлительны в плане смены ступеней и допускают значительные паузы, что негативно сказывается на динамике ускорения.

· Необходимость специального подхода к эксплуатации. В частности, при каждой остановке рекомендовано переводить рычаг коробки в нейтральное положение, чтобы снизить нагрузку и износ внутренних элементов коробки. Кроме того, на некоторых моделях АМТ даже сейчас можно наблюдать откат под горку во время переноса ноги с педали тормоза на газ.

· Вялый старт. Во время старта с места на машине при резко нажатии на акселератор «робот» будет беречь сцепление или сцепления, поэтому может наблюдаться ощутимая задержка при трогании с места – исправить это никак нельзя и в некоторых ситуациях (когда необходимо резко ускориться) такой расклад вещей скорее мешает.

Вот таков список слабостей роботизированных коробок.

В максимальных версиях Лада Веста комплектуется роботизированной коробкой на пять ступеней и с одним сцеплением.

Что в итоге?

Общими недостатками и автоматической, и роботизированной коробок является склонность к загрязнению масла, необходимость прогрева после долгого простоя машины, трудности с буксировкой и при зимней эксплуатации – когда приходится часто буксовать, чего на автоматизированных трансмиссиях совершать нежелательно. Но если выбирать из двух зол меньшее, то приоритет отдавайте именно классическому гидротрансформатору. Автоматическая коробка проверена временем и относительно надежная, комфортная в эксплуатации, тогда как «робот» капризен и в обслуживании, и в использовании, к тому же не слишком долговечен.

Спасибо за внимание. Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и группу в Вконтакте. Также пишите в комментариях, что вы думаете по поводу написанного.

Реклама

Достойная тачка: нашел представительский седан за 600 тысяч рублей, который удивляет надежностью и роскошью

Тема больших и солидных седанов в нашей стране всегда была актуальной, причем началось все аж с советских времен. После Великой отечественной войны...

На заметку автомобилисту: список полезных советов, который я считаю годным

Автолюбитель – это человек, который связан со своей машиной какой-то невидимой связью. Как ни крути, а в процессе эксплуатации начинаешь невольно привыкать...

То, чего душа русская желает: решил показать авто, которые просто созданы для России

Российские условия эксплуатации заметно отличаются от европейских и даже китайских. Так уж получилось, что наша страна лежит между двумя этими регионами и,...

Служат без капремонт по 400-500 тысяч километров, а то и более. Собрал машины с очень надежными и выносливыми двигателями

Как известно, силовой агрегат – это самая важная автомобиля. Именно, отталкиваясь от него многие покупатели совершают конечный выбор и оно не лишено...

Король бездорожья: присмотрел подержанный Toyota Land Cruiser 100 за 1,2 миллиона и выяснил, действительно ли он лучше Патриота

Внедорожник в России – это особая каста автомобилей, которая во все времена была почитаемой. Помню, что еще в советские времена многие с...

Показываю подержанные авто, после покупки которых вкладываться финансово в них сильно не придется

Многие россияне побаиваются вторичного рынка автомобилей. Да, было время, когда большинство из нас могли себе позволить новенькую машину с приемлемым оснащением, пусть...

Посланные на неудачу: показываю автоновинки в РФ, спрос на которые будет крайне низким

Российский автомобильный рынок, прямо скажем, переживает сейчас далеко не лучшие временя. Постоянно появляются новости о том, что общий объем продаж постоянно снижается,...

О том, что новая Lada Granta 2022 – это, скорее, плохо, чем хорошо. Привожу несколько веских доводов

Не так давно в интернете появились довольно любопытные новости. В частности, их суть заключается в том, что уже в обозримом будущем россияне...

Новые статьи

Достойная тачка: нашел представительский седан за 600 тысяч рублей, который удивляет надежностью и роскошью

Тема больших и солидных седанов в нашей стране всегда была актуальной, причем началось все аж с советских времен. После Великой отечественной войны...

На заметку автомобилисту: список полезных советов, который я считаю годным

Автолюбитель – это человек, который связан со своей машиной какой-то невидимой связью. Как ни крути, а в процессе эксплуатации начинаешь невольно привыкать...

То, чего душа русская желает: решил показать авто, которые просто созданы для России

Российские условия эксплуатации заметно отличаются от европейских и даже китайских. Так уж получилось, что наша страна лежит между двумя этими регионами и,...

Служат без капремонт по 400-500 тысяч километров, а то и более. Собрал машины с очень надежными и выносливыми двигателями

Как известно, силовой агрегат – это самая важная автомобиля. Именно, отталкиваясь от него многие покупатели совершают конечный выбор и оно не лишено...

Король бездорожья: присмотрел подержанный Toyota Land Cruiser 100 за 1,2 миллиона и выяснил, действительно ли он лучше Патриота

Внедорожник в России – это особая каста автомобилей, которая во все времена была почитаемой. Помню, что еще в советские времена многие с...
Реклама