Автоматическая трансмиссия-гидротрансформатор в России сейчас чрезвычайно востребована и популярна. В принципе, оно неудивительно, ведь люди уже устали в городе прибегать к рычагу механической трансмиссии – это утомляет, особенно, если в городе присутствуют большие пробки и рваный ритм дорожного трафика. А, автоматическая коробка – это вроде как, отличная альтернатива. Дескать, «автомат» — это удобно, модно и всегда в цене. Тем более, что вариатор и роботизированные коробки уже себя полностью дискредитировали и доказали свою несостоятельность в плане надежности, долгосрочной эксплуатации. Поэтому, у россиян сейчас только два вида предпочитаемых коробок – это или «механика», или «автомат». Причем многие люди привыкли считать, что автоматическая трансмиссия не менее надежна, чем механическая. Однако это, конечно же, является достаточно опасным заблуждением.
Увы и ах, но во-первых, производители у «автомата» бывают разные, что серьезно сказывается на качестве выпускаемых узлов и комплектующих к ним. Во-вторых, АКПП по определению не может быть надежней МКПП ввиду присутствия в ней множества электронных датчиков и электрической проводки, блока управления. Не спорю, что когда-то раньше, в 20-м веке существовали автомобили, у которых практически все компоненты и комплектующие «автомата» были предельно простыми. Но время-то идет и глупо думать, что с тех пор ничего не изменилось. Да, это у «механики» мало что меняется, ибо она и так хороша, позволяет раскрывать на полную потенциал силового агрегата, а также полноприводной трансмиссии (при ее присутствии).

Но вот, АКПП за всю историю своего существования уже успела претерпеть множество нововведений, причем они наиболее заметны в последние 20-ть лет. Ну, хотя бы, вспомните, какие коробки использовались в 70-е годы – трехступенчатые «автоматы». Далее же, появилось четыре, пять, шесть, семь, восемь и даже девять ступеней. И знаете, это еще далеко не предел – на подходе десятидиапазонные гидротрансформаторы. Производители совершенствуются в этом направлении и постоянно работают над качеством смены ступеней, алгоритмом, какими-то новыми возможностями коробки. Все это требует приложения немалых усилий, причем технически «автоматы» тоже становятся сложнее.
Поэтому, давайте не будем обсуждать тему надежности автоматической и механической коробок. Я лишь так скажу – даже ломучая МКПП может прослужить при бережном обращении очень и очень долго, тогда как в АКПП ресурс уже заложен производителем, поэтому как ни старайся, но спустя 300 или 400 тысяч километров узел все равно придется менять на контрактный или полностью перебирать. И это нужно знать тем, кто присматривает себе машину с «автоматом» на вторичном рынке, где подобные пробеги на одометре автомобилей редкостью не являются.
Главное помните – автоматическая трансмиссия надежна, но только в сравнении с остальными автоматизированными коробками (преселективы, «роботы» с одним сцеплением и вариаторы). И лишь за редким исключением, АКПП может быть надежней МКПП.
Поэтому нужно обращаться аккуратно с «автоматом», дабы не иметь проблем с ним. Но наши люди легких путей не ищут и порой, об этом забывают. Далее я вам приведу несколько примеров, как нужно делать, чтобы поскорее вывести из строя автоматическую коробку и заменить ее на другую. «Ездюкам» посвящается, как говорится.
Забудьте о замене масла
Как известно, любой механизм для своей работы содержит в себе техническую жидкость. У мотора и трансмиссий в роли этой самой жидкости выступает масло, трансмиссионное масло. Оно требуется для уверенного и беспроблемного трения между деталями, а также для поддержания самого узла в его оптимальном температурном диапазоне.



Да что я вам это рассказываю? Ведь, итак все знают, для чего нужна трансмиссионная жидкость. Поэтому, ближе к делу. Итак, масло, в соответствии с техническим регламентом автопроизводителя, нужно менять в интервале от 60 до 90 тысяч километров. Некоторые коробки считаются необслуживаемыми и поэтому жидкость в них менять не требуется, вплоть до окончания ресурса, но о таких узлах мы говорить не будем, а вернемся к традиционным, с периодическим обслуживанием.
Так вот, зачем меняется масло? Его обновление связано с тем, что техническая жидкость в процессе эксплуатации утрачивает большую часть заложенных в нее свойств и перестает эффективно функционировать на трение между внутренними деталями в коробке. Кроме того, масло постепенно загрязняется продуктами износа фрикционов и накладки блокировки гидротрансформатора, что также, вызывает ряд последствий.
Во-первых, грязь от масла забивается в масляный фильтр, который изнашивается и его может прорвать этими самыми отложениями – в результате, грязь улетит в гидроблок и коробка откажет. Во-вторых, грязное масло увеличивает силу трения между работающими деталями, а значит, снижает срок их службы.
Поэтому, если не хотите, чтобы коробка прослужила долго и счастливо, то первый вам совет – забудьте о смене трансмиссионного масла в ней.
Гоняйте почаще на машине
Кто же в России откажется от быстрой езды? А если, еще и автомобиль довольно проворный, то как говорится, почему бы и не воспользоваться тем, что дают. И действительно, довольно часто приходится видеть лихачей на дорогах и большая их часть находится в машинах, где установлена автоматическая трансмиссия – в определенных модификациях.
Не знаю уж, что больше их провоцирует на активную езду – либо повышенное удобство управления машиной в связи с отсутствием необходимости постоянно дергать «палку механики», либо просто горячая кровь и голова, но тем не менее, гоняют активно на машинах с «автоматом».



В принципе, я ничего такого в этом и не вижу. У каждого свой водительский стиль, но хочу подметить, что чрезмерно активные водители наносят существенные вред коробке своими постоянными резкими стартами с места, а также высокими скоростями на трассе – когда стрелка тахометра находится в зоне высоких оборотов.
Объясню более детально. Итак, начну с веселых стартов. Эх, многим нравится эффектно стартануть со светофора с пробуксовкой ведущих колес либо наперегонки с другой машиной до следующего светофора. Это бодрит и заряжает энергией, делает процесс вождения в городских условиях интересным и привлекательным. Но подавляющее большинство автоматических коробок, увы, амбиции водителя не одобряет.
Все дело в том, что постоянные резкие старты сильно вредят накладке блокировки гидротрансформатора и раньше времени приводят ее в негодность. Догадаться о процессе ускоренного износа накладки ГДТ можно, если внимательно рассмотреть трансмиссионное масло при его замене. В нем, наверняка, можно будет наблюдать металлическую стружку – она образовалась в результате высокой нагрузки на накладку и является продуктом выработки ее фрикционного слоя. Как я уже выше писал, стружка загрязняет масло и последствия того я, также, уже приводил.
Что касается, теперь, езды по загородной трассе. Тут тоже любителей полихачить много, ну и, не стоит забывать о таком необходимом приеме, как обгон других автомобилей. Обгонять, порой, приходится очень часто – например, при движении по дороге с плотным трафиком (такое – не редкость на федеральных трассах центрального и южного регионов нашей страны). В режимах обгона коробке приходится постоянно переходить на пониженные передачи, быстро переключать их. При этом сама трансмиссия склонна к нагреву – это неизбежно при активной езде. Поэтому желательно охлаждать ее. Узнать, что коробка перегрелась, можно по ее грубой работе, запоздалым переключениям. При критическом перегреве активируется аварийный режим, в результате чего, дальнейшее движения автомобиля уже не представляется возможным.
Так вот, если достаточно часто перегревать коробку, даже не доводя ее до аварийного режима, то в какой-то момент она просто прикажет долго жить. Либо будет отходить в мир иной постепенно, о чем можно будет догадаться по пробуксовке оборотов, грубым переключениям с рывками, а также частыми сбоями в алгоритме работы и активации аварийного режима.
Поэтому, если вы заинтересованы в том, чтобы автоматическая коробка, как можно быстрее, вышла из строя, то ездите на машине побыстрее и, желательно, постоянно. Тогда не сомневайтесь, что уже в обозримом будущем АКПП потребует замены.
Никогда не прогревайте коробку
Автоматическая трансмиссия, наряду с силовым агрегатом, тоже нуждается в прогреве, особенно, при зимней эксплуатации транспортного средства. Все дело в том, что «автомат» имеет относительно сложную конструкцию – в сравнении с МКПП: в нее входят различные сервоприводы, датчики, ну и большое количество трущихся деталей. Как вы понимаете, чтобы последние работали безукоризненно, а электроника в этом отчитывалась и не ругалась различными ошибками, необходимо, чтобы масло, как можно быстрее, разошлось по внутренностям узла, а также нагрелось до рабочей температуры.



Но это все не происходит быстро. Потому что, чтобы доставить масло внутрь коробки и равномерно распределить его, а также заставить циркулировать, нужно «разбудить» масляный насос. Чтобы сделать это шустро, а также задействовать электрику и сервоприводы в коробке, необходимо походить рычагом по режимам селектора коробки, поочередно, включая то один, то другой режим. Делать это я рекомендую в тот момент, пока двигатель разогревается, но при этом он уже близок к тому, чтобы стрелка с охлаждающей жидкостью начала движение вверх – так мы получим от мотора дополнительное тепло и облегчим работу коробке.
Но это еще не все. В первые 5-7 километров после начала движения нужно ехать плавно – без резких ускорения и переключений со стороны АКПП. Это связано с тем, что масло у нас все еще холодное, поэтому трансмиссия еще не вышла на оптимальную рабочую температуру, а значит, детали в ней в этот момент испытывают повышенное трение.
Таким образом, если заинтересованы в скорейшем выходе узла из строя, то просто его не прогревайте. Это позволит масляному насосу быстрее износиться, а также попортить сервоприводы и саму гидроплиту.
Почаще буксуйте
Слышите меня, уважаемые владельцы кроссоверов и внедорожников? Я вам советую почаще съезжать с асфальта и отрываться на полную в глубоком снегу, вязкой грязи, а также на мокрой траве и так далее. Ведь, нет ничего приятней, чем видеть, как какой-то самоуверенный мужчина начинает зарываться на «вездеходе», а потом бежит за посторонней помощью.
Впрочем, кому я это сейчас говорю? В России, в принципе, дорогие порой такие, что и бездорожья съезжать не надо, а это значит, что буксовать могут не только типа «жипы», но еще и самые обычные легковушки. Да и вообще, что может быть проще, чем забуксовать на какой-нибудь заснеженной дороге либо в занесенном снеге дворе жилого дома зимой в России?
Вот и я о том же. Между тем, автоматическая коробка крайне не любит, когда начинается букс колес. Если постоянно мучить ее пробуксовкой, то узел будет очень быстро перегреваться. Но ведь, мы то уже знаем, чем это чревато? Правильно. Поэтому ничего нового я здесь добавить не могу. Читайте последствия перегрева в пунктах выше.
Поэтому, как небольшой итог, хочу посоветовать любителям поиздеваться над АКПП не прогревать ее, не менять никогда масла и ездить, как можно более активно, небрежно. В таком случае, не сомневайтесь – на свалку коробка отправится очень быстро.