Оживленные дискуссии на тему движения машины с холодным мотором длятся уже давно, причем споры возникают как между рядовыми автомобилистами, так и в среде автоэкспертов и журналистов. Но до сих пор, единого мнения на этот счет не существует. Одни твердят, что подобная эксплуатация никак не сказывается на ресурсе силового агрегата и положительно влияет на экологию, другие же доказывают обратное. Как бы там ни было, мы решили найти золотую середину, а заодно поведать вам о последствиях езды на непрогретом моторе. Итак, смотрим ниже.
Откуда пришла тенденция эксплуатации автомобиля с холодным мотором (запустил его и без промедления поехал)? Данную моду подхватили страны Европейского Союза, причем еще несколько десятков лет назад, когда борьба за экологию стала набирать обороты. В цивилизованных странах Европы запрещено прогревать автомобиль в жилых комплексах и зонах, ибо за это водителю будет грозить крупный штраф. Сейчас подобное прописано и в российском законодательстве. Поэтому, если вы будете прогревать автомобиль во дворе жилого, многоквартирного дома, то его жильцы вправе подать на вас заявление в полицию за нарушение их спокойствия и экологии.

Но не только экология является предпосылкой к движению с непрогретым мотором. Автопроизводители придерживаются своего мнения и также уверяют, что необходимость прогрева движка у современных моделей авто отсутствие, равно как и нужда их обкатки. Дескать, нынешние моторы имеют эффективную систему регуляции тепла и охлаждения, которая проявляет себя именно на рабочих оборотах двигателя. Кроме того, компоненты последнего устойчивы к износу и кратковременные нагрузки, коим и является езда без прогревания, им не страшны. Как вы уже догадались, это лишь умелый маркетинговый ход, призванный привлечь покупателя, но как дела обстоят на самом деле? Разберем все по полочкам.
Последствия езды на непрогретом моторе
На деле оказалось, что неверным будет решение сесть в долго стоявший автомобиль, запустить в нем силовой агрегат и без промедления начать движение. Такой принцип эксплуатации чреват сразу несколькими проблемами.
1. Низкая топливная экономичность
Езда «на холодную» существенно увеличивает потребление горючего. Экспертами было подсчитано, что непрогретый двигатель в сравнении с прогретым способен сжигать на 15 — 20 процентов топлива и это — при езде на оборотах не более 3000. Высокий расход топлива обусловлен неоптимальным соотношением топливо-воздушной смеси, которое ЭБУ еще не успел привести к оптимальным показателям. Кроме того, вязкое масло в холодном двигателе увеличивает силу трения между деталями и сей факт также негативно отражает на топливной экономичности.

Прибавляем к этому также и работу приборов бортового оборудования автомобиля. Сюда занесем активацию света головной оптики, салонный отопитель либо кондиционер, работу аудиосистемы и так далее. Они создают нагрузку на генератор и косвенно влияют на увеличение расхода топлива.
2. Увеличение вредных выбросов в атмосферу
Да-да, уважаемые борцы за экологию, езда на непрогретом моторе негативно отражается на чистоте окружающей среды. Связано это, опять же, с повышенными оборотами, на которых трудится холодный силовой агрегат, а также с не самым оптимальным воспламенением топливо-воздушной смеси, из-за чего наружу может выбрасываться вместе с выхлопными газами и недогоревшее топливо, что и ухудшает показатели вредных выбросов.
3. Повышенный износ компонентов двигателя
Пожалуй, это самая главная причина, по которой стоит прогревать силовой агрегат. Как только двигатель запустился после долго простоя, его система смазки начинает свою работу. Моторному маслу необходимо какое-то время, чтобы разойтись по внутренностям движка и прогреться, дабы избавиться от высокой вязкости. До этого же момента поршни усиленно трутся о стенки цилиндров.

Если дать поршневой группе повышенную нагрузку в виде начала движения автомобиля и увеличения оборотов мотора, то могут возникнуть следующие неприятности. Во-первых, из-за повышенного трения могут образоваться задиры на стенках цилиндров, которые создадут поршни.

Во-вторых, поршни также могут пострадать. А именно, стачиваются канавки на них, что впоследствии приводит к негодности поршней и ухудшению мощностных показателей двигателя, его компрессии и топливной экономичности.
Прогрев мотора и способы его ускорить
Как вы уже поняли, прогревать силовой агрегат все же нужно, вопреки доводам, впрочем, не слишком убедительным, экологов и автопроизводителей. Однако сколько по времени нужно прогревать мотор?
Здесь все зависит от состояния автомобиля и условий эксплуатации. Но оптимальным решением будет прогрев длительностью 2-3 минуты при летней эксплуатации и около 5 минут, если машина используется зимой. Также можно ориентироваться на стрелку охлаждающей жидкости — как только она сдвинется с места, можно с уверенностью начинать движение, но при этом старайтесь не поднимать обороты мотора выше 2,5 тысяч, дабы избежать ускоренного износа трущихся деталей в нем.
Ускоряем прогрев силового агрегата
Данная тема интересует подавляющее большинство автолюбителей. Однако мы сразу хотим предостеречь вас от того, чтобы не повышать намеренно обороты двигателя путем подгазовывания. Это способно очень быстро приговорить и поршни, и системы впрыска, и топливную систему автомобиля, посему ничего хорошего автовладельцу не сулит.
Теперь, о надежных и проверенных методах ускорения прогрева. В основном, все приведенные методы касаются эксплуатации автомобиля зимой при низких температурах, ибо нужды основательного прогрева двигателя летом нет. Смотрим.
1. Автозапуск
Если вы хотите, сесть в автомобиль и сразу же поехать, то не нужно изобретать велосипед. Достаточно лишь установить на машину охранную сигнализацию с функцией автозапуска. Примитивно? Да, зато надежно и эффективно.

Утром, когда вы только встали с кровати и начинаете завтракать, активируйте автозапуск и мотор вашего автомобиля сможет прогреться до оптимальной температуры к вашему приходу. При этом также может прогреться и салон. Таким образом, вам остается лишь дойти до авто и спокойно начать движение.
2. Утепление подкапотного пространства
Что подразумевается под утеплением. Сюда можно отнести установку экранов из картона либо иного материала перед радиатором двигателя, размещение термостойкого автомобильного одеяла на двигателе. Безусловно, все это не способно обеспечить потерю тепла двигателем при прекращении его работоспособности и простаивании на холоде. Также утепление не сделает пуск холодного мотора более легким, зато позволит при нагреве дольше удерживать это самое тепло и, как следствие, поспособствует быстрому прогреву силовой установки.

3. Активация бортовых систем
Прогрев двигателя возрастает при дополнительной нагрузке на генератор, который несущественно поднимает обороты мотора, позволяя ему быстрее выходить на рабочую температуру. Лучшим решением будет включение электроподогрева кресел, боковых зеркал и заднего стекла. Также, не менее эффективно ускоряет прогрев и включение фар (галогеновая оптика).
4. Использование предпускового подогревателя
Предпусковой подогреватель уже давно применяется теми, кто эксплуатирует автомобиль в условиях сурового климата. Он позволяет двигателю легче запускаться, при этом быстрее прогревает его, а заодно прогревает и салон, поэтому беспокоиться о легком пуске автовладельцу с подобным установленным устройством не приходится.

Впрочем, не будет секретом тот факт, что предпусковые обогреватели бывают разных типов (электрические либо автономные) и существенно разнятся в цене. Это не самое дешевое удовольствие. Более того, неграмотно установленный обогреватель может спровоцировать пожар, поэтому к вопросу его выбора и установки нужно подходить крайне основательно.