Двигатель внутреннего сгорания является ключевой частью транспортного средства. Только он отвечает за способность автомобиля двигаться и обеспечивает большую часть его эксплуатационных характеристик. Однако ДВС не вечен и так же, как и любая другая часть машины, нуждается в обслуживании, уходе и ремонте. Причем ремонт беспокоит автовладельцев особенно сильно и особенно, капитальный. Капремонт – это ряд процедур направленных на возобновление нормальной работоспособности мотора. Он применяется в большинстве, хотя и не во всех случаях, поэтому многих будет полезно знать ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что силовой агрегат пора перебирать. Смотрим.
Признак №1: сизый либо синий оттенок газов выхлопной системы
Выхлопная система автомобиля является не только его основной частью, но также и прекрасным индикатором состояния силовой установки. В частности, особое внимание стоит обратить на то, какой оттенок имеет выхлоп.

Если он отдает синевой либо слишком темный, особенно на бензиновых моторах, то это свидетельствует о том, что моторное масло начало попадать в камеры сгорания и перерабатывается там вместе с топливно-воздушной смесью. При сгорании и образуется специфический цвет выхлопа, а из патрубков может вылетать и само масло.
Если это так, то знайте, что в моторе вашей машины износились стержни клапанов, направляющие втулки, а также маслосъемные колпачки, кольца.
Признак №2: низкие показатели компрессии
Компрессия напрямую влияет на производительность двигателя внутреннего сгорания – от нее зависит тяга, мощность, топливная экономичность. Поэтому, если при замере в одном или даже в нескольких цилиндрах показатели компрессии оказались низкими, то это серьезный повод задуматься о капитальном ремонте мотора.



Все дело в том, что при пониженной компрессии утрачивается способность нормального сгорания топливо-воздушной смеси, из-за чего мы можем наблюдать нестабильную работу ДВС, а также уже озвученные потери в тяги, мощности.
Компрессия падает, исходя из множества причин. Но это может случаться как из-за появления задиров на цилиндрах, так и по причине неисправности системы впрыска топлива, износа распредвалов, коленвала, клапанов, ГРМ и так далее.
Признак №3: повышенный масложор
В наше время повышенный расход моторного масла для некоторых моделей автомобилей считается нормой, особенно, если речь идет о турбированном двигателе. Однако даже в таких случаях владелец может наблюдать, что подливать масло ему приходится все чаще, при этом его расход существенно увеличился относительно прежних значений.



Самое безобидное, из-за чего это может происходить – частая езда на высоких оборотах, а также слабая герметичность клапанной крышки и масляные подтеки с различных частей двигателя. Однако более серьезные причины масляного расхода – это проблемы с системой управления фаз газораспределения, клапанами, поршневой группой и кольцами. Рано или поздно неисправность данных элементов ДВС подведет к его капитальному ремонту.
А если вы не привыкли следить за уровнем масла, то капремонт может потребоваться уже в обозримом будущем, ибо увеличивается вероятность падения уровня масла до критических значений и возникновение масляного голодания. В таком случае мотор может заклинить либо в нем разрушатся коленчатый и распределительные валы, загнет клапана, повредится привод ГРМ.
Признак №4: участившийся перегрев двигателя
Если стрелка уровня охлаждающей жидкости двигателя постоянно забирается за 90 градусов и подходит к красной зоне, то это – также явный повод для того, чтобы насторожиться и задуматься о капитальном ремонте мотора. Безусловно, перегрев может быть вызван низкой производительностью системы охлаждения – из-за неисправности помпы, поврежденного радиатора и его патрубков, и так далее. Однако, если прежде такого не наблюдалось и в целом нетипично для вашей машины, то уже есть повод проверить герметичность камер сгорания ДВС.



Слабая герметичность становится причиной того, что продукты горения попадают в масляные магистрали либо систему охлаждения. И это также может в будущем спровоцировать капремонт.
Признак №5: странные звуки при работе двигателя
Порой о надвигающейся кончине двигателя и необходимости проводить его капитальный ремонт, могут сообщать звуки непонятной природы, которые слышны при работе силовой установки. В основном, это глухие стуки и металлические позвякивания, которые сопровождают двигатель при каждом его запуске и сеансе работы.
При этом с ростом оборотов частота и слышимость стуков могут нарастать, чем еще вызывают и акустический дискомфорт. Если вам удалось обнаружить подобные звуки, то знайте, что шатунные подшипники, поршни и поршневые пальцы находятся далеко не в лучшем состоянии. А еще это может свидетельствовать о сильных задирах на зеркальной поверхности стенок цилиндров. В любом случае, без полной переборки силовой установки вы обойтись не сможете.