Модели Октавия и Суперб широко прославили чешскую марку, причем не только в Европе, но и в СНГ и России. Эти автомобили предлагают высокий уровень комфорта и практичности, при этом обладают сбалансированными ездовыми свойствами, что делает их отличным вариантом для семьи. Но в Шкода решили на этом не останавливаться и дополнили линейку лифтбеков еще одним, более бюджетным представителем — Рапид. Успех «бюджетника» также не заставил себя долго ждать и сейчас вторичный рынок буквально кишит предложениями о его продаже. Но стоит ли присматривать себе чешский компакт? Какие недостатки он может проявить при долгосрочной эксплуатации? Давайте разбираться в этом ниже.
Общая информация
Skoda Rapid был представлена публике в 2012 году. Автомобиль стал самым маленьким лифтбеком в линейке бренда и тем самым рассчет компании был сделан на расширение своего влияния в бюджетном сегменте, где балом правят VW Polo, Hyundai Solaris и KIA Rio. При этом несомненным козырем автомобиля является его тип кузова, который существенно улучшает практические возможности модели.

В бензиновый ряд Рапид вошли атмосферные установки 1.2, 1.6 литра мощностью в 75, 90, 105, 110 лошадиных сил. Топовым двигателем выступает турбированный — 1.4 литра на 125 сил. Трансмиссии — 5МКПП, 6АКПП, 7DSG. Привод — передний.
Турбодизельные модификации 1.4 и 1.6 литра на российском рынке официально представлены не были.
Ценовое обозрение
Минимальная цена Шкода Рапид на вторичном рынке составляет 340 тысяч рублей. Найти машину в хорошем состоянии за такие деньги будет трудно, ибо большинство из них наверняка эксплуатировались в такси.
Поэтому тем, кто желает избежать больших проблем с чешским лифтбеком, необходимо искать авто в ценовом диапазоне от 500 до 630 тысяч рублей. Предельный ценник на модель составляет 880 тысяч рублей.
Отметим, что такова стоимость дорестайлинговой вариации Рапида. Средняя же цена реформенных версий — 710 тысяч рублей.
Обзор
Кузов
Skoda Rapid обладает вполне гармоничным дизайном. Его многие путают с более старшей и солидной Octavia, что конечно же, можно воспринимать, скорее, как комплимент. Внимание привлекают прямоугольные и слегка зауженные головные фары, лаконичная облицовка радиатора и аккуратный передний бампер с продолговатой секцией обдува радиатора. При этом корма смотрится подтянуто и багажная часть довольно органично сочетается с задними стойками крыши.



А еще Шкода Рапид отлично адаптирован под российские условия эксплуатации. Его клиренс составляет внушительные 170 миллиметров, что является отличным показателем и позволяет без проблем ездить по дорогам с любым покрытием, парковаться рядом с бордюрами.
Лакокрасочное покрытие модели — среднего качества. Во всяком случае, сколы, в том числе и до металла имеют место быть. Но вот от коррозии кузов чешского лифтбека защищен на совесть — многочисленные пластиковые экранчики, уплотнители и гравитекс на голом металле днища уверенно оберегают его от атаки ржавчины. При этом и внешний панели кузова держатся молодцом и цвести на больших пробегах даже не думают. Хотя хром, конечно же, быстро отслаивается и темнеет, что портит внешний вид окантовки радиаторной решетки.



Еще один не самый приятный момент — быстрое помутнение оптики головного света после 100 000 км пробега. Также может выгорать и отражатель, причем вкупе все это делает освещение дороги крайне посредственным.
Внутреннее убранство
Интерьер оформлен строго, но никак не бедно. Респектабельности ему придают хромированные панельки и обрамления дефлекторов воздуховодов, функциональные блоки штатной аудиосистемы и климат-контроля. При этом приборная панель с радиальной оцифровкой радует высокой информативностью и легким восприятием показаний и днем, и ночью.



Посадка на жестких креслах спереди неплохая, но их короткие подушки создают некоторые неудобства длинногим людям. Хотя диапазон регулировок широк и рассчитан даже на крупных седоков.
Что удивительно, но удобно будет габаритным пассажирам и на заднем диване. Во всяком случае, при 185 сантиметрах роста недостатка места для ног не возникает. Но сам диван рассчитан только под два посадочных места.



Многие пластиковые панели салона неплохи на вид, но довольно жесткие и скрипят на неровностях, что впрочем, не особо удивляет. А вот износоустойчивость тканевой обивки кресел удивляет и причем, приятно. То же самое можно сказать и о рулевой оплетке. Ничего из перечисленного не затирается до 140 — 150 тысяч километров, что очень радует.



На дорестайлинговых Шкода Рапид очень распространена проблема с хрипящими динамиками при низких температурах воздуха — исправляется она только их заменой на другие. Также встречаются и случаи отказа либо самопроизвольной работы передних стеклоочистителей, выход из строя стеклоподъемников и штатной аудиосистемы. Кроме того, электрика чувствительна ко влаге, поэтому ее нужно оберегать от попадания большого количества воды.
Двигатели, трансмиссии
Рапид можно с уверенностью назвать одним из самых динамичных автомобилей своего сегмента. Он демонстрирует шустрый разгон даже с базовыми моторами 1.6 литра. Ну а, в комплектации с турбодвигателем 1.4 литра и вовсе превращается в отличный вариант для трассовых поездок, ибо обгоны даются чешскому лифтбеку безо всяких проблем, в чем заслуга широкой полки крутящего момента силового агрегата и быстрой работы роботизированной трансмиссии DSG. Правда, старт с места с такой коробкой не слишком удачный — система стабилизации не допускает даже малейшей пробуксовки, а трансмиссия бережет сцепления, поэтому при резком утапливании газа следует провал и лишь спустя мгновения машина начинает набирать ход.



Атмосферные двигатели 1.6 литра на 90 и 105 сил принадлежат семейству CF. Они служат около 200 000 километров. Проблемы же могут быть следующими: неудачный выпускной коллектор; слабые подушки двигателя; не самая надежная поршневая группа.
Чуть позже на смену 105-сильному двигателю пришел 110-сильный, с аналогичным объемом с индексом CWVA. Его срок службы также составляет около двух сотен тысяч километров. При этом индивидуальные недостатки проявляются в виде существенного расхода масла, быстром износе свечей зажигания, неудачная поршневая группа. Последняя могла приказать долго жить уже до 100 000 километров пробега, поэтому здесь существуют определенные риски.



Турбированный мотор 1.4 литра с индексом CZCA способен пробежать около 150 тысяч километров — да, это меньше по сравнению с атмо-вариантами, но обладатели турбо-Рапидов, как правило, чего хотят от такой машины. Слабые стороны — это: повышенный масложор из-за конструктивно неудачной ГБЦ; непредвиденный отказ турбонаддува (иногда до пробегов в 80 тысяч километров); растяжение цепи ГРМ; возможный выход из строя катушек зажигания, ТНВД, форсунок.
Ну и, напоследок, сделаем упоминание про мотор 1.2 литра CGPC. Да, он абсолютно безнадежен по части ускорения, но зато самый выносливый с точки зрения надежности из всех представленных двигателей — до капремонта двигатель служит вплоть до 300 000 километров. Он конструктивно просто, но цепь ГРМ требует замены уже на 150 000 км, а за состоянием свечей нужно следить постоянно, ибо их может заливать.
Механические и автоматические коробки без проблем выдерживают крутящий момент безнаддувных моторов и особых проблем до 200 тысяч километров доставлять не должны — нужно лишь вовремя менять масло.
Что же касается роботизированной трансмиссии DSG с двумя сцеплениями, то на Рапиде она оказалась вполне себе живучей, во всяком случае на весь гарантийный период. Комплект сцеплений и мехатроник способны выхаживать до 130 тысяч километров. Дальше все будет зависеть от манеры езды и качества заменителей. Впрочем, это все равно не делает DSG предпочтительным вариантом для долгосрочной эксплуатации.
Ходовая часть
Налитый приятный тяжестью руль отзывчив, при этом вполне информативен, а устойчивость на прямой и в поворотах — приемлемая. Шкода Рапид на дороге характеризует себя с положительной стороны, но не стоит штурмовать на нем связки виражей, ибо резковатые сносы передка быстро охладят пыл активных драйверов. Подвеска же оказалась жесткой и потряхивает седоков даже на мелких ухабах. Впрочем, радует хотя бы то, что она обладает высокой энерговооруженностью и поэтому пробить ее сложно.


В шасси очень малым сроком службы отличаются втулки стабилизатора, которые иногда не выдерживают даже пробега в 30 000 километров. Амортизаторы могут сдаваться на 80 — 100 тысячах км, далее следуют опорные подшипники, рулевые наконечники и тяги, а также шаровые опоры, которые нужно менять на 130 — 150 тысячах километров. Рычаги же и пружины держатся до 170 — 190 тысяч.
Итоги
Если вы хотите подержанный Skoda Rapid, то самый беспроблемный вариант — с мотором 1.2 литра. Такая машина будет относительно надежной, хотя и скучной с точки зрения ездовых качеств. Атмоустановки 1.6 литра получились «сыроватыми», как ни крути, а турбоагрегат 1.4 литра не рассчитан на большие пробеги, но именно он предоставляет неплохие возможности для тюнинга и дарит массу положительных эмоций от ускорения.