Россия никогда не славилась хорошими дорогами и условиями эксплуатации машин в целом. Поэтому наши люди предпочитают, зачастую, транспорт практичный и универсальный. Одним из таких типов авто выступают вседорожники – внедорожники и кроссоверы. Их ценят за проходимость, которую обеспечивают удачная геометрия кузова, высокий дорожный просвет и, самое главное, полный привод. Полноприводные машины многим кажутся панацеей от дорожных бед и здорово выручают там, куда дорожным службам соваться – лень. Да и в целом, они внушают уважение благодаря своей конструкции. Но как оказалось, далеко не все машины с полноприводной трансмиссией идеальны и у каждой из них имеются существенные недостатки. Далее мы их перечислим и, возможно, вы посмотрите на полный привод более критично. Приступим.
Первая причина: сложное поведение на скользкой дороге
Многие думают, что машина, оснащенная полным приводом, является наиболее предпочтительной при зимней эксплуатации. И действительно, она лучше тянет в обледенелый подъем либо выбирается из заснеженного сугроба – благодаря стабильной тяге на все четыре колеса. В этом и заключается преимущество полноприводной трансмиссии.

Однако, мало кто почему-то учитывает тот факт, что машина с полным приводом крайне нестабильно может вести себя на обледенелом покрытии – здесь ни о какой безопасности речи уже не идет. Проблема полного привода заключается в том, что он может иметь как избыточную, так и недостаточную поворачиваемость. Первая наиболее характерна для авто с электромагнитной муфтой, тогда как заносом кормы обычно страдают авто с постоянным полным приводом.
Впрочем, постоянный полный привод ведет себя более стабильно, нежели подключаемый и такую машину можно легко направить в управляемый занос — из него таким же образом можно и выйти, то есть только при прибавлении газа. А вот с муфтой дела обстоят несколько сложней – сложно предугадать момент, когда муфта решит включиться и дать момента на дополнительную ось. Поэтому какую-то часть времени при ослаблении сцепления с дорогой авто остается моноприводным. Но потом муфта может резко активироваться и задействовать передние/задние колеса, что приведет к резкому импульсу от них и спровоцирует ухудшение сноса либо заноса. Поэтому на скользкой дороге на полноприводном авто без навыков вождения лучше не лихачить, в противном случае, вы окажитесь за пределами дороги либо спровоцируете ДТП.
Вторая причина: трансмиссионные потери
Если у машины имеется полный привод, то в таком случае можно весьма эффективно стартовать с места – пробуксовка минимальная, а обороты практически не просаживаются, что дает возможность «выстреливать» с места относительно моноприводных конкурентов. Однако, преимущество это – временное и впоследствии пыл полноприводной машины ослабевает, причем настолько, что она может проиграть такой же, но моноприводной модели в разгоне до 200 км/ч либо на дистанцию в 402 метра.
Это связано с потерями тягово-мощностного потенциала в дебрях полноприводной трансмиссии. При этом тяга здесь распределяется на все четыре колеса, что несколько рассеивает ее по диапазону рабочих оборотов. На маломощных машинах это ощущается очень сильно. Поэтому на трассе у моноприводной машины преимуществ в динамике больше, чем у полноприводной – в свою очередь, у этой больше шансов на успех при трогании со светофора либо на скользком покрытии, но не более того.
Третья причина: дороговизна обслуживания
Полноприводные машины более привередливые и дорогие в обслуживании, нежели с приводом на заднюю либо переднюю ось. Это связано, в первую очередь, со сложной конструкцией полноприводной трансмиссии – у нее имеется раздаточная коробка, понижающий ряд в ней (у машин с электромагнитной муфтой он отсутствует), мосты, редуктор в приводе дополнительной оси, крестовины или ШРУСы, и так далее.



Все это требует периодического обслуживания и замены расходников, а также подлива масла. Масло меняется и в раздаточной коробке, и в редукторе. А расходниками служат ШРУСы или крестовины. Также иногда может требоваться чистка муфты или межосевого дифференциала, особенно, когда вы часто выезжаете на бездорожье – в ином случае лишь ускорите выход из строя данных узлов.
Четвертая причина: неидеальная надежность
Про сложность конструкции полного привода и про необходимость его периодического обслуживании вы уже прочитали. Теперь, настал момент упомянуть и про надежность. К сожалению, ничего вечного не бывает и полный привод может оказаться слабым звеном даже в очень надежном автомобиле.
В частности, рано или поздно износятся сальники в раздаточной коробке, пыльники, те же ШРУСы, муфта или дифференциал. При этом выход из строя компонентов полноприводной трансмиссии может обездвижить машину целиком. И сей факт не может не разочаровывать.
Пятая причина: высокий расход топлива
Проблемная топливная экономичность, опять же, связана с трансмиссионными потерями. Двигателю на полноприводной машине работать несколько тяжелее, чем на моноприводной и это касается даже вариаций с подключаемой муфтой, ибо в таком случае межколесный вал также остается подвижным и продолжает вращаться по инерции от двигателя, коробки.



Отсюда вытекает и повышенный расход топлива. Причем на машинах с постоянным полным приводом ситуация обстоит еще хуже, потому что здесь задействованы сразу несколько узлов и компонентов полного привода.