В настоящее время в моду вошел даунсайзинг – это большая мощность и внушительный крутящий момент при уменьшении рабочего объема двигателя. Производители машин ей активно следуют, ибо это позволяет не только снизить себестоимость создания подобного движка, но и существенно улучшить характеристики расхода, динамики машины, повысить ее экологичность. Как вы уже догадались, новая философия в моторостроении идет к тому, что на выходе получается двигатель, оборудованный системой турбонаддува и такие агрегаты уже ни для кого не являются открытием. Тем не менее, несмотря на активную интеграцию турбо-«малышей», да и турбодвижков в целом, под капот многих авто, им по-прежнему сильно противостоят проверенные временем атмосферные двигатели и далее мы приведем несколько преимуществ, которые они имеют перед даунсайзинговыми собратьями.
Первое преимущество: простота эксплуатации
Конструкция атмосферного мотора относительно турбированного много проще. У них нет турбины, интеркуллера, дополнительной системы смазки и так далее. Да, стоит признать, что «атмосферники» — это менее технологичный тип ДВС, да и технологичностью он не блещет.
.jpg)
Однако в простоте и заключается преимущество атмосферного двигателя. У него меньше степень сжатия и требования к качеству топлива, а значит в некоторых ситуациях вместо рекомендованного Аи-95 можно вполне позволить себе залить Аи-92, чего в случае с турбодвижком делать ой как не рекомендуется.
Кроме того, безнаддувный мотор нет необходимости остужать после поездки. Вы не забыли, что основой турбомотора является его турбонаддув? Что бы вам ни говорили поклонники таких движков, но инженеры до сих пор не научили турбину нормально прекращать свою работу после того, как мотор заглушили, поэтому турбина еще какое-то время функционирует по инерции без смазки, что приводит к снижению ее ресурса. Поэтому после поездки машине нужно обязательно давать поработать на холостом ходу пару минут и для этих целей придуман турбо-таймер.
Второе преимущество: меньший масложор
На этот факт можно было бы не обращать внимание, если бы запчасти, комплектующие с каждым годом не становились все дороже и менее доступными, особенно, для редких моделей и с редкими характеристиками. Существует также и редкое моторное масло, а если оно быстро расходуется на машине, то в какой-то момент двигатель может остаться на его минимуме, что чревато масляным голоданием при отсутствии нужного масла в такой момент.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
Впрочем, главное не это, а то, что на некоторых моделях расход масла доходит до 800-1000 грамм на 1000 километров эксплуатации турбомотора – это весьма внушительный показатель, но не является критичным для некоторых моторов, посему его можно считать нормой. Атмосферный движок же, в норме потребляет около 200-400 грамм на 1000 километров. Почувствуйте разницу…
Третье преимущество: отсутствие турбоямы
Сейчас инженеры научились побеждать данное явление путем установки двух турбин и вспомогательных систем, которые минимизируют малый крутящий момент на малых оборотах и сглаживают переход при включении турбины. Однако это возможно лишь при идеальных условиях.
Между тем, турбояма все равно может возникать – при использовании низкокачественного топлива, высоких температурах окружающей среды. В таком случае не избежать провалов в тяге и ухудшения ускорения машины.
С атмосферным двигателем все более понятно и стабильно. Крутящий момент и мощность у него нарастают более линейно, плавно, а значит динамика машины от неблагоприятных условиях ухудшится незначительно.
Четвертое преимущество: простота обслуживания
Простота конструкции порождает и более легкое обслуживание атмосферного двигателя. В нем нет необходимости следить за состоянием турбины, системой впрыска, ТНВД, системой охлаждения. При этом в «атмосфернике» меньше всевозможных шкивов и роликов относительно турбомотора, что уменьшает количество деталей-расходников и, как следствие, снижает затраты на плановое обслуживание.
Про ремонт также говорить много не приходится. Турбонаддув при больших пробегах может потребовать значительных финансовых вливаний на обновление многих своих компонентов. Атмосферный же мотор может потребовать только замены ремня ГРМ либо катушек зажигания, например.
Пятое преимущество: значительный срок службы
Пожалуй, именно за это многие российские автолюбители так любят безнаддувные движки – за их длительный срок беспроблемного функционирования. И действительно, как показывает практика, в среднем атмосферный агрегат пробегает до капремонта не менее 250 000 километров, в то время как у турбодвижков средние цифры – это 200 тысяч километров. Причем в последние годы, показатель ресурс у современных турбо-агрегатов может и вовсе составлять около 100-150 тысяч километров. Здесь речь идет об установках объемом 1.3 литра и менее с высокой удельной мощностью, крутящим моментом.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
Таким образом, при долгосрочной перспективе эксплуатации «атмосферник» — это более предпочтительный вариант. Турбодвижок же все равно потребует внимания, даже если его бережно эксплуатировать – по причине неизбежной порчи топливной системы в российских условиях.