В настоящее время отечественный автомобильный рынок претерпевает значительные изменения. В частности, продажи новых машин стремительно падают, тогда как подержанных, наоборот – растут. Это неудивительно, поскольку ассортимент российского рынка заметно сузился и с него ушли многие интересные модели, а новые стали дороже. Впрочем, не это главное, ибо сейчас при выборе машины потребитель руководствует всего несколькими критериями – чтобы авто был функциональным, доступным и… надежным. Тема надежности, впрочем, всегда стояла остро перед российскими любителями техники, но сейчас ей отведена особая роль. И мы намерены помочь вам выбрать машину с пробегом так, чтобы в нее потом не пришлось много и дорого вкладываться (хотя, вложения вас все равно стороной не обойдут).С этой целью представляем вам три правила, руководствуясь которыми, вы и сможете подобрать для себя оптимальный вариант. Смотрим.
Первое правило: исключить автомобили с некоторыми типами трансмиссий
О чем в данном случае идет речь? Мы подразумеваем роботизированные коробки и вариатор. Но почему?
Производители уверяют нас, что сейчас автоматизированные коробки передач стали не менее надежными и выносливыми, нежели механические. Однако это по определению не может быть правдой. Тому есть объяснения.

Механическая коробка – это не только необходимость ручной избирательности каждой передачи и третья педаль в педальном узле. Это также и минимум электронных систем, помощников, датчиков и масса – механических частей. С возрастом именно «железо» требует к себе внимания и ничего более. При этом конструкция МКПП хорошо изучена и мастера знают, откуда приходится ждать неприятностей. В основном, они исходят от сцепления, синхронизаторов, кулисы, шестерен и дифференциала.
Классическая автоматическая коробка-гидротрансформатор также вполне себе хорошо известна по части конструкции, даже несмотря на то, что постоянно модернизируется и претерпевает изменения. Принцип ее функционирования остается прежним и здесь надо следить лишь за гидроблоком, накладкой блокировки гидротрансформатора, блоком управления, фрикционами и соленоидами. В целом, по части ресурса, «механике» «автомат» не слишком сильно, за что его можно считать вполне надежным.
Что же касается роботизированных трансмиссий и вариатора, то здесь все гораздо сложней. У «роботов» постоянные слабые места – это механизм смены ступеней, актуатор, комплект сцеплений (сцепление), электронный блок управления коробкой, фрикционы. Все бы ничего, однако выходить из строя перечисленное может очень часто, что доставляет много головной боли автовладельцу.
Вариатор менее сложен по части техники – у него только одна планетарная передача, ремень (цепь), конусы. Ну и с этим бывает предостаточно проблем при больших пробегах. При всем при этом, на вариаторе очень быстро загрязняется масло, а перегрев провоцируется очень просто – достаточно лишь поездить активно около 10 минут. Если коробку никогда не остужать, то лучше сразу отложить деньгу на новую, исправную…
Таким образом, на вторичном рынке лучше предпочитать машину с МКПП либо АКПП. Все остальное – мимо.
Второе правило: исключить высокую технологичность
Здесь все довольно просто, в то же время требуется расклад по полочкам. Давайте начнем с двигателя.
Принимая во внимание российские условия эксплуатации и перспективу длительной езды на одном и том же автомобиле, рекомендуем вам смотреть исключительно на атмосферные двигатели. Они просты в конструкции и имеют минимум навесного, дополнительного оборудования, что исключает в будущем его отказ.
А вот, к турбированным движкам и турбодизелям необходимо относиться с осторожностью. В частности, из-за того, что на многих таких агрегата система турбонаддува – один сплошной расходник (особенно, если турбина имеет изменяемую геометрию, систему мягкого старта (гибрид) и так далее). При этом нередко сюда может подпадать и механизм ГРМ, система электронного впрыска и топливная система. У турбодизелей при больших пробегах внимания потребует топливная аппаратура, которая неминуемо испортится от нашего далеко не идеального топлива.



Переходим к ходовой части и рулевому управлению. Исключаем машины с пробегом, у которых имеются адаптивные амортизаторы либо подвеска на пневматических элементах. Безусловно, попадаются и вполне живучие экземпляры данных видов, но помните, что ремонт либо покупка новых компонентов в таком случае обойдется в кругленькую сумму, да и не каждый мастер возьмется восстанавливаться адаптивную либо пневматическую подвеску.
Но и это еще не все. Существует задняя подвеска с эффектом подруливания либо на специальных поворотных кулаках. Такие виды часто встречаются на «заряженных» моделях. Такая подвеска обеспечивает отличную управляемость, но сложна в обслуживании и, как правило, не слишком долговечна.
По поводу рулевого управления – с точки зрения ремонта и обслуживания более предпочтителен гидравлический усилитель. Электроусилитель обслуживания не требует, но блок управления им стоит существенных денег, особенно, если рейка имеет переменное передаточное соотношение…
Таким образом, подводим итог: покупаем машину с атмосферным движком, традиционной подвеской. Лучше, если это будет схема: Макферсон спереди и полузависимая балка сзади. Последняя требует замены амортизаторов, пружин. Сайлентблоки меняются, в основном, вместе с балкой, но требуется это не часто.
Третье правило: не рассматриваем машины с переизбытком опций
Казалось бы, здесь все очень логично, ведь чем проще машина в плане оснащения, тем в ней меньше есть, чему ломаться. Однако мы стараемся все же найти золотую середину и делаем упор на действительно полезные водителю и для эксплуатации функции. В то же время, под автоматическое табу подпадают новомодные опции, коих предостаточно.



Какие это опции? Занесем сюда систему бесключевого доступа в салон, задние солнцезащитные шторки на электрических приводах, сервопривод пятой двери, фоновую подсветку салона и так далее. Сюда же причислим и электрические регулировки передних кресел.
Все это работает исправно лишь в течение гарантийного срока и не при слишком большом постгарантийном пробеге (до 200 000 км). А вот дальше подобные функции могут отказывать, что заставит вас навестить автоэлектрика. К большому сожалению, за свою работу они берут немалых денег, поэтому разориться все-таки придется…
Резюмируем
Вряд ли мы этой статьей изобрели велосипед. Тем не менее, именно придерживание данным рекомендациям позволит выбрать себе более-менее надежный автомобиль на вторичном рынке.
Наш портрет идеальной машины выглядит следующим образом: средне-кубатурный атмосферный двигатель (от 2 до 2.5 литров), МКПП либо АКПП, простая задняя подвеска (рекомендована полузависимая балка), с гидравлическим усилителем руля, передним приводом, а также с необходимым набором опций. К последнему отнесем круиз-контроль, кондиционер либо климат-контроль, центральный замок с дистанционным управлением, полный электропакет, галогеновую либо ксеноновую оптику и так далее.
Данный компромисс позволит подыскать вам на рынке подержанного автотранспорта оптимальный вариант. Однако, помните, что только комплексная и качественная диагностика способна поставить жирную точку в дело выбора – советы не являются панацеей, но задают верное направление. И если вы будете соблюдать меры предосторожности, руководствуясь навыками и здравым смыслом, то вполне купите отличный авто с пробегом.